Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

Содержание
  1. Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые
  2. История законов царя Хаммурапи
  3. Общая характеристика законов Хаммурапи
  4. Основные законы Хаммурапи
  5. Рекомендованная литература и полезные ссылки
  6. Законы Хаммурапи, видео
  7. Уголовное право Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи (18 в. до н.э.) – общие принципы, система преступлений и наказаний
  8. Законы хаммурапи
  9. На реках Вавилонских
  10. Я — хаммурапи, царь совершенный
  11. Справедливость Хаммурапи
  12. Стела со сводом законов
  13. Какие законы ввел Хаммурапи?
  14. Задать вопрос юристу
  15. Что такое принцип талиона. Принцип талиона: моральное содержание
  16. Определение
  17. Наказание по принципу талиона в доисторические времена
  18. Принцип талиона в законах Хаммурапи
  19. В иудее и в древнем риме
  20. В библии
  21. В коране
  22. В русском праве
  23. С точки зрения морали
  24. Нормы уголовного права в законах хаммурапи основные группы преступлений
  25. Преступления и наказания по законам Хаммурапи
  26. Уголовное право и процес по законам Хамураппи
  27. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500
  28. Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи
  29. Читайте другие статьи на сайте:

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

  • История законов царя Хаммурапи
  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов царя Хаммурапи

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.

    В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

    Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена.

    Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка.

    С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика законов Хаммурапи

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

    Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Основные законы Хаммурапи

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Законы Хаммурапи, видео

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/zakonyi-tsarya-hammurapi/

    Уголовное право Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи (18 в. до н.э.) – общие принципы, система преступлений и наказаний

    Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

    Тюмень, 2014 

    1. Уголовное право Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи

    (18 в. до н.э.) – общие принципы, система преступлений и наказаний

    В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: “Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев”. Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

    1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности “равным” преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности).

    Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: “Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину – должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома – должно убить сына строителя”.

    В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

    2) Принцип “устрашения” проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

    3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

    4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.1

    Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были:

    • преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни;
    • преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п.

    Тяжким преступлением была кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством.

     Менее тяжкими считались:

    • членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц;
    • нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п.

    В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.

    Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины.

    За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь.

    Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына.

    Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом.

    Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.

    Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой.

    Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели.

    В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.

    Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву.

    В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны.

    Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.2

    2. Схема: «Английский парламент в 18 – начале 20 вв. – структура и основные полномочия» (с пояснениями)

    Структура парламентской системы Великобритании

    За королевской властью, короной, как составной частью парламентской

    системы закреплены следующие функции: 

    а)  открытие  очередных  сессий  парламента,  но  не  присутствие  на заседаниях  (королю  в  соответствии  с  одной  из  конвенционных  норм  не

    рекомендуется посещать заседания парламента);

    б) досрочный роспуск нижней палаты парламента (по просьбе премьер-

    министра) – применяется крайне редко; 

    в)  изменение  численного  и  персонального  состава  палаты  лордов

    (назначение «пожизненных лордов»);

    г) использование право вето в отношении законопроектов парламента

    («спящая прерогатива», т. е. не используемая с 1707 г.).

    Палата лордов в XIX – начале XX вв. превращается в своеобразное украшение парламентской системы (как кариатида в архитектуре) – пышное, древнее, но по большей части бесполезное. В палате существовали следующие группы лордов – наследственные, пожизненные, духовные (епископы, архиепископы), ирландские и шотландские пэры.

    Функциями палаты лордов являются:

    а) осуществление судопроизводства в порядке импичмента (последний

    раз применялось в 1805 г.);

    б) суд  первой  инстанции  по  делам  пэров  (обвинение  в  тризне  –

    государственной измене и фелонии – тяжком уголовном преступлении);

    в) высшая  апелляционная  инстанция  (как  в  деле  бывшего  чилийского диктатора Пиночета); 

    г) обсуждение законопроектов (второстепенная роль в их принятии – с 1911 г. финансовые  билли идут на подпись, королю минуя палату лордов, принятие прочих биллей лорды могут лишь приостановить на время).

    Палата  общин  избирается  на  основе всеобщего,  равного,  прямого избирательного права при тайном ании сроком на 7, а затем на 5 лет.

    В связи с тем, что Великобритания в рассматриваемый  период не имела писаной конституции (как не имеет и до сей поры) определить полномочия нижней палаты достаточно сложно – по современной классификации британский парламент является органом с абсолютно неопределенной компетенцией (любой вопрос государственной жизни – финансы, законодательство, война и т. д. он может обсуждать и принимать общеобязательные решения). 

    Тем не менее, основными функциями палаты общин являются:

    а) законодательство  –  принятие  собственных  законов  и законоутверждение – принятие законопроектов, предлагаемых правительством (для ускорения принятия законов в XIX – начале XX вв. используется несколько процедур):

    – «предварительный опрос» представляющий собой право любого депутата  потребовать, чтобы законопроект  обсуждался без прений, если против этого не выскажется спикер (председатель палаты); 

    – «гильотина» – постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый  билль  на  ание в заранее  установленный день и час, независимо от состояния прений; 

    – «кенгуру-гильотина» – право спикера по своему усмотрению отводить те поправки к законопроекту, которые он сочтет несущественными;

    б)  принятие бюджета (разработанного кабинетом), контроль над его исполнением; 

    в) контроль над деятельностью правительства (депутатские запросы, постановка вопроса о доверии и т. д.);

    г) судебные полномочия (дело об импичменте возбуждает нижняя палата, судопроизводство осуществляет  верхняя  палата – «спящая прерогатива»);

    д) внешнеполитические  полномочия (ратификация  международных договоров, заключенных исполнительной властью).

    Таким образом, в XVIII – начале XX вв.

    в Великобритании окончательно складывается  парламентаризм – особая система,  характеризующаяся «разделением  труда», законодательного и  исполнительного,  при привилегированном положении парламента.

    Многие положения (импичмент, «ответственное  правительство»,  бикамерализм  –  двухпалатная  структура парламента)  впервые  использованные  именно  британским  парламентом приобретают универсальный характер. 3

    3. Ответы на контрольные вопросы:

    А. Что представляет собой закрепленная в «Орудии управления» (Англия 1653 г.) система «смешанного правления»?

    В 1653 г. Кромвель ввел в действие “Орудие управления” – новую конституцию Англии, которая юридически закрепила переходную (от абсолютизма к конституционной монархии) политическую форму (протекторат) и определила структуру высшей государственной власти.

    Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту, избираемому гражданами, владевшими имуществом стоимостью 200 фунтов стерлингов. Исполнительная власть вручалась пожизненному лорду – протектору, который был наделен полномочиями главы государства.

    Лорд-протектор утверждал статуты парламента, назначал должностных лиц, присваивал титулы и звания, пользовался правом помилования, ведал международными и военными делами, контролировал деятельность Государственного совета (правительства) Англии, члены которого избирались парламентом и утверждались главой государства. Конституция, указав имя лорда-протектора (О. Кромвель), юридически оформила военную диктатуру революционного времени.4

    «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять — от республики к монархии.5

    Б. Каковы основные положения «Акта о гомстедах» (США, 1862г.)?

    Основные положения гомстед-акта были следующие:

    Всякий гражданин Соединенных Штатов или заявивший о своем желании принять гражданство США, достигший 21 года, “не участвовавший в войне против США и не помогавший их врагам”, получал с 1 января 1863 г. право вступить во владение 160 акрами земли.

    При этом требовалась подписка, что получающий землю приобретает ее для поселения на ней, а не для непосредственной или косвенной пользы какого-либо другого лица или лиц, т.е. не для спекуляции.

    Для удостоверения всех этих обстоятельств требовалась только присяга поселенца.

    После принесения присяги и уплаты сбора в 10 долларов поселенец мог вступить во владение участком, а по истечении пяти лет, если он мог удостоверить, что жил на участке и пользовался им для своих нужд, он получал его бесплатно в собственность.

    Если же поселенец хотел приобрести право безусловной собственности (а, следовательно, и отчуждения) до истечения пятилетнего срока, он мог уплатить по 1,25 доллара за акр и таким образом досрочно стать полным собственником участка.

    Право заимки сохранилось, но теоретически поселенец мог занять больше 160 акров.

    Таким образом, акт о гомстедах должен был передать землю только тому, кто ее обрабатывает, сделать землевладение “трудовым”. Гомстед мыслился как трудовой надел, но через пять лет пользование гомстедом его владелец мог коммутировать владение, т.е.

    получал документ на владение землей и становился абсолютным ее собственником, после чего мог отчуждать ее кому угодно. Если же владелец хотел воспользоваться льготой, предоставленной льготой о земле, то он имел возможность досрочно уплатить выкупную стоимость земли по казенной расценке (1,25 доллара за акр) и тотчас перепродать участок.

    Таким образом, положение о гомстеде никоим образом не являлось преградой, которая могла бы предотвратить концентрацию земельных участков.

    Кроме того, поскольку проверить это обстоятельство было трудно или почти невозможно, поселенец мог закрепить за собой путем заявки на гомстед один участок, затем приобрести путем заимки другой, а после издания закона о лесных гомстедах (1877 г.) и третий, чтобы затем продать все три.

    Источник: https://www.referat911.ru/Ugolovnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-drevnego-vavilona-po/575813-3392966-place1.html

    Законы хаммурапи

    Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

    Законы Хаммурапи — один первых сводов законов человеческой цивилизации, памятник древнего мира и источник знаний о быте, устройстве общества и порядках наших предков.

    На реках Вавилонских

    Давным-давно, в месте, где реки Евфрат и Тигр ближе всего подходят друг к другу, стоял прекрасный город Вавилон – столица великого Вавилонского царства.

    Легендарный город Вавилон, он пережил многочисленные набеги, захваты, перенес неоднократные разрушения, и окончательно опустел во II столетии. Но такова была сила Вавилона, что слава о нем сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить город в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

    Я — хаммурапи, царь совершенный

    Люди, даже мало интересующиеся историей, все равно что-то да слышали о Хаммурапи. Хотя даже специалисты знают о нем доподлинно очень мало. Точно известно только, что он – самый успешный из вавилонских царей, который правил страной 43 года.

    В начале правления его государство было весьма скромным, и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км.

    Но всю жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона.

    А к концу правления Хаммурапи был единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

    Справедливость Хаммурапи

    Наряду с военными победами, Хаммурапи прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Начало его царствования ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

    “Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я – пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью”.

    Хаммурапи придавал большое значение хозяйственным делам, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы. Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

    Стела со сводом законов

    Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на стеле высотой в 2,25 метра из чёрного диорита. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

    Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл, которые символизируют справедливость и правоту.

    Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти.

    Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

    Стела была установлена на главной площади как напоминание горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Подобные стелы были и в других частях государства. Сам текст законов распространялся среди подданных на глиняных табличках.

    “Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя -законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи — владыка, который для своего народа как бы отец во плоти…доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».

    Спустя 600 лет во время одного из набегов на Вавилон стела в качестве военного трофея была вывезена в Сузы, где позднее ее обнаружили археологи.

    Какие законы ввел Хаммурапи?

    Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк.

    До нас дошли только 247 записей из 282, поскольку остальные были стерты с течением времени. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.

    Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить.

    Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью.

    Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

    В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз. В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

    Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.

    Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя.

    Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

    Вы также можетезадать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

    Задать вопрос юристу

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/prsvt_ru/zakony-hammurapi-5cef88810b209800af2a5802

    Что такое принцип талиона. Принцип талиона: моральное содержание

    Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

    Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

    Определение

    Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

    Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

    Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая кровная месть уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

    Наказание по принципу талиона в доисторические времена

    Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней.

    Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

    Принцип талиона в законах Хаммурапи

    Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

    • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
    • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
    • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

    Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

    В иудее и в древнем риме

    Известный богослов Филон Александрийский защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

    Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30).

    Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация.

    Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

    Таким образом, изначально нарушался принцип эквивалентности талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

    В библии

    В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия.

    Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми.

    Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

    Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

    В коране

    В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

    В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

    При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

    Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

    В русском праве

    Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в Соборном уложении 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

    Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

    Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

    С точки зрения морали

    Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла.

    Иными словами, он предваряет появление моральных норм.

    Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

    Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.

    Источник: https://FB.ru/article/242687/chto-takoe-printsip-taliona-printsip-taliona-moralnoe-soderjanie

    Нормы уголовного права в законах хаммурапи основные группы преступлений

    Принцип талиона в уголовном праве хаммурапи

    Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Понятие и сущность уголовного права основные виды преступлений? Заведомая непосильность таких штрафов, как например тридцатикратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и прочего, предполагала неизбежную смерть преступника.

    Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего. Третья группа – это преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (Законы Хаммурапи, п. 129, 133, 143), изнасилование (Законы Хаммурапи, п.

    130), похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и другое.

    При определении наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства (п.

    226-227), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (Законы Хаммурапи, п. 90-95, 108), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (Законы Хаммурапи, п.

    53-55), потрава поля скотом (Законы Хаммурапи, п. 57) и пр. Общая черта месопотамского законодательства – его жестокость, что было характерно и для Законов Хаммурапи. В Законах Хаммурапи смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений.

    Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.

    В случае неуплаты штрафа виновного казнили.Остановимся на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника. Для рассмотрения уголовного права, мы возьмем первую группу норм, касающаяся убийства и все остальные, где присутствует уголовное правонарушения.

    Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

    Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г.

    высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проало за переход от монархии к республике.

    В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию.

    22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения. Источники права стран Древнего Востока. Характеристика «Законов Хаммурапи».

    Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало. Уголовное право по законам Хаммурапи основывали свои требования на двух принципах.

    Преступления и наказания по законам Хаммурапи

    Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью

    К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.

    В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия (испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена и показания свидетелей, а также приговор.

    Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностейПреступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабеж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр. Общая характеристика преступлений против собственности.

    Мужчина — авилум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов алиментных обязательств. В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений.

    Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида.

    Уголовное право Законов Хаммурапи отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство. Была закреплена частная собственность на имущество.

    Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.

    Базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью — древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи.

    Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Маардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом.

    Стремление представить законы исходящими от бога — так пытались придать им большую силу. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Полностью сохранилось 247. Анализ содержания Законов позволяет выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

    Уголовное право и процес по законам Хамураппи

    Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н. э. законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей 1.

    Правовая мысль законов Хаммурапи не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, преступление, соучастие, покушение и т. д.

    В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

    рассматриваются различные способы членовредительства (повреждение глаза, зуба, кости), оскорбление, клевета, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора, оскорбление словом и действием, ложное обвинение, отдельно отмечается причинение побоев.

    Субъектом преступления по Законнику Хаммурапи, могли выступать как свободные граждане так и рабы (ст.146,198, 201, 202, 204, 205,196,197, 203,207,209,210, 215, 221, 208, 211,212, 216, 222,282Законов Хаммурапи).

    К субъективной стороне относился умысел или не осторожность, не смотря на то что, применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности) В Законах Хамурапи встречаются указания на обе формы вины (ст.200-205,206, 207, 209, 227 Законов Хаммурапи).

    Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    При всей апологетичности преамбулы и эпилога ЗХ, возвеличивающих Хаммурапи как «заботливого князя», «пастыря людей», «сокрушившего четыре части света и пр.

    , нельзя не увидеть в отдельных положениях этого правового документа действительного стремления к установлению правопорядка, предотвращению обострения социальных противоречий, угрожающих самому существованию вавилонского общества и государства.

    О тесной связи правового статуса авилума с членством в общине свидетельствует ст.

    136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не должна вернуться к своему мужу»).

    Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как сводного обладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

    Наряду с ярко выраженным неравенством между сво бодными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство: между самими свободными — авилумом («человеком», «потомком человека») и мушкенумом («падающим ниц», обращающимся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, видимо, и определялась тем, что он не был потомком «своих», не имел корней в общине.6.

    Процессуальные нормы в Законах Хаммурапи ( § 1-5, 7, 9-13,18, 22, 122, 123, 129, 130): ЗХ стали своеобразным итогом развития предшествующей писаной правовой традиции в Месопотамии, определившей понятийный аппарат, специфическую структуру правовых документов с прологом, перечнем норм (о земледельцах, о рабах, о неравноправии свободных, о браке и отношениях в патриархальных семьях и др.) и эпилогом.

    Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи

    • понятие «преступление в Судебнике; б) основные составы преступлений, фиксируемые Судебником; в) цели наказания и основные принципы уголовной ответственности, реализованные в Законах Хаммурапи (§196-214,218-220,229-233); г) закрепление социального неравенства населения в уголовно-правовых нормах Судебника.

    Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2007.
    Т. 1. С. 12-55 (либо иное издание).

    История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А.

    Крашенинниковой. М., 2004. Т. 1. С. 39-52. а) возбуждение дела в суде, элементы предварительного следствия в Судебнике; б) виды доказательств, принимаемых судом; в) характер судебного процесса и вынесение решения по делу; г) борьба с должностными преступлениями.3. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров.

    М., 2011. С. 62-77 9. Значение особенной части уголовного права в квалификации преступлений? Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства (Формирование основ социальной структуры и политической администрации).

    М.: Наука, Главное издательство восточной литературы, 1983г) разработка понятий «стадии совершения преступлений», «соучастие», «отягчающие и смягчающие обстоятельства». Наказания были дифференцированными и весьма строгими.

    Нет общих принципов, системы изложения, хотя известная логика существует.

    Читайте другие статьи на сайте:

    Источник: https://urist-onlain.ru/sovershenie-prestuplenij/normy-ugolovnogo-prava-v-zakonah-hammurapi.html

    Закон-прием
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: