- Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий
- Виды взысканий
- Основания и условия применения
- Порядок привлечения к ответственности
- Сроки применения и снятия взыскания
- Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
- Особенности дисциплинарной ответственности муниципальных и государственных служащих
- Дисциплинарная ответственность государственных служащих — понятие и признаки
- Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих
- В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?
- Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим
- Сроки давности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности
- Дисциплинарная ответственность госслужащих
- Кто относится к государственным служащим
- За что могут уволить государственного служащего
- Служебная проверка
- Срок действия взыскания
- Дисциплинарная ответственность государственных служащих
- Основания, дающие повод наложить дисциплинарное взыскание
- В какие сроки, возможно, привлечь к дисциплинарному наказанию
- Виды дисциплинарных взысканий, применяемые к государственным служащим
- Принцип применения мер дисциплинарного взыскания
Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий
Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это применение различных взысканий к служащим, нанесшим вред органу государственной власти своими действиями или бездействием. Вид взыскания зависит от тяжести совершенного проступка и личности госслужащего.
Виды взысканий
Статья 57 закона №79 «О государственной службе в РФ» определяет следующие виды взысканий для госслужащих:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном соответствии;
- увольнение.
Ранее также применялось освобождение от занимаемой должности, но в настоящее время данный вид взыскания устранен.
Основания и условия применения
Взыскания, кроме увольнения, применяются при наличии следующих оснований:
- опоздание;
- несоблюдение должностной инструкции;
- ошибки в расчетах;
- неверное истолкование и применение законодательных регламентов;
- грубость и хамское отношение к гражданским посетителям.
Взыскание за ошибки в расчетах применяются к служащим, занятым разработкой методик расчета зарплат бюджетникам и другими заданиями, связанными с вычислениями. При первом незначительном проступке обычно выносится замечание, при повторном (если замечание ещё не снято) делается выговор, при систематических небольших проступках или одном значительном делается предупреждение о неполном соответствии.
Увольнение, как самое строгое взыскание, производится по следующим основаниям:
- прогул;
- появление на службе в нетрезвом состоянии или под действием наркотических средств;
- разглашение гостайны и иной служебной информации;
- кража или сознательная порча имущества на рабочем месте;
- наличие большого числа проступков при уже наложенном взыскании;
- вскрытие факта предоставления заведомо ложных сведений при трудоустройстве или предоставления подложных документов.
К госслужащим, занимающим руководящие должности, взыскание может применяться при принятии непродуманного решения, нанесшего вред государственной власти.
Под разглашением служебной информации понимается сообщение третьим лицам любых сведений, полученных во время нахождения на государственной службе, если это повлекло негативные последствия для госорганов или нарушило права третьих лиц.
Заведение против госслужащего уголовного дела из-за превышения полномочий или получения взятки является основанием для увольнения по причине утраты доверия.
Условиями применения дисциплинарного взыскания к госслужащему являются:
- наличие события проступка;
- доказанность вины госслужащего;
- отсутствие непреодолимых обстоятельств.
К непреодолимым относятся обстоятельства, при которых госслужащий не мог избежать совершения проступка по независящим от него причинам, включая психологическое и физическое принуждение, шантаж и т. д.
Взыскание применяется вне зависимости от наличия злого умысла, но отсутствие противоправных намерений при нетяжких проступках могут смягчить налагаемое взыскание.
Порядок привлечения к ответственности
Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:
- По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
- С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
- Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
- По результатам проверки выносится заключение.
- Составляется акт о применении взыскания.
- Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.
При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:
- кадровая служба;
- юридическая служба;
- представители профкома.
Важно учесть, что запрещено допускать к проверке лиц, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. К таким лицам могут относиться родственники, многолетние сослуживцы обвиняемых, а также служащие, находящиеся в непосредственном подчинении у обвиняемого.
В ходе служебной проверки необходимо установить:
- факт совершения проступка;
- наличие вины госслужащего;
- причины и мотивы проступка;
- степень ущерба или вреда, причиненного проступком.
Обвиняемые служащие в ходе проверки имеют право давать объяснения подавать заявления, жалобы и апелляции, знакомиться с результатами экспертных оценок.
Для отдельных федеральных учреждений разработаны и приняты детальные инструкции по проведению служебных проверок. В частности, порядок проведения проверок в Министерстве образования утвержден Приказом Минобрнауки №796.
Взыскание назначается с учетом тяжести проступка, степени вины, конкретных обстоятельств и прошлых заслуг обвиняемого.
Как правило, госслужащему, находящемуся на хорошем счету и имеющему государственные награды, взыскание за незначительный однократный проступок (например, опоздание до 1 часа) может не назначаться при условии, что проступок носит субординационный характер и не причинил реального вреда.
Вручение копии акта о взыскании госслужащему должно быть проведено в течение пяти дней с момента подписания акта представителем работодателя. Если госслужащий отказывается подписывать акт, в документе ставится отметка с формулировкой: «От подписи отказался».
Госслужащий, к которому применено взыскание, может обжаловать его в течение 10 дней, подав жалобу на имя вышестоящего руководства с просьбой провести повторную служебную проверку.
При этом важно учитывать, что для повторной проверки должны быть подтвержденные доказательствами основания (например, факт допущения до проверки заинтересованных лиц).
При отсутствии таких оснований обжаловать дисциплинарное взыскание госслужащий может только путем обращения в суд общей юрисдикции.
Сроки применения и снятия взыскания
Взыскание должно быть назначено в течение месяца с момента обнаружения проступка без учета периодов:
- служебной проверки;
- нахождения на больничном;
- нахождения в отпуске;
- отсутствия обвиняемого на службе по иным уважительным причинам.
Применение взыскания должно осуществиться в течение полугода с момента обнаружения проступка, в противном случае, взыскание не применяется с сохранением записи в личном деле. Если проступок выявлен в ходе аудиторской проверки, то применение взыскания должно осуществиться в течение двух лет за вычетом времени производства по уголовной составляющей дела (при наличии).
Снятие взыскания (кроме увольнения) происходит через год при отсутствии новых проступков, но руководитель подразделения вправе снять взыскание раньше по собственной инициативе или просьбе госслужащего.
Дисциплинарное взыскание применяется к госслужащим не только при типичных проступках для наемных сотрудников, но и также при утрате доверия или принятии необдуманных решений.
При проведении служебной проверки действует принцип невиновности, то есть обвиняемый не обязан доказывать невиновность, а отсутствие улик толкуется в его пользу.
Загрузка…
Источник: https://pravo.team/trudovoe/otvetstvennost/vzyskania-gossluzasih.html
Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:
- должности и классные чины гражданской службы;
- права и обязанности государственного служащего;
- условия и правила принятия на госслужбу;
- правила служебной дисциплины;
- основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.
Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.
В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:
Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.
Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.
Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.
Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.
Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.
Основания для привлечения к ответственности
Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.
Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.
Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.
Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:
- повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
- утрата доверия к госслужащему;
- прогул без уважительной причины;
- намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
- нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
- лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
- принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
- совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
- однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
- совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).
Порядок наложения
Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:
- Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
- Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
- Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
- Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
- Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
- Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
- Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.
Сроки привлечения к ответственности
В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:
- Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
- временная нетрудоспособность;
- отпуск;
- время проведения служебной проверки;
- другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
- Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.
Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:
- по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
- по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
- по инициативе работодателя.
Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.
Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.
Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.
Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.
Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html
Особенности дисциплинарной ответственности муниципальных и государственных служащих
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных и государственных служащих относят в отдельную категорию работников. К мерам наказания для них относится привлечение к административной, дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.
Особенность регулирования труда гражданских и государственных работников заключается в особом порядке. Кроме ТК РФ взыскание для них предусматривают и другие отдельные законы. Особенности наблюдаются и при применении мер дисциплинарного взыскания. Поэтому тема достаточно актуальна и требует рассмотрения порядка и видов мер наказания для этих работников.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих — понятие и признаки
Четкое понятие дисциплинарной ответственности закон представляет. Это понятие заключается в применении мер наказания, определенном взыскании, которые имеют место в виду осуществления проступка и правонарушения гражданским служащим. особенность — направленность на соблюдение дисциплины и выполнения возложенных функций.
Наличие проступка и осуществление взыскания за него являются одними из признаков ответственности.
Помимо них к признакам можно отнести то, что применение взыскания осуществляется должностными лицами, а пределы их власти определены правом.
Определяя меры взыскания здесь важно учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства данного дела, а также былые заслуги государственного или муниципального служащего.
Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих
Поощрение и ответственность государственных служащих регулируются законодательно. Ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет виды ответственности. Они следующие:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- увольнение.
Статья 57
Данная очередность указывает на степень тяжести этих видов дисциплинарного взыскания. Первые два указанных вида характеризуются лояльностью, привлечение к такой мере наказания осуществляется за незначительные проступки и в трудовую книжку они не фиксируются. Неполное должностное соответствие выявляется по результатам аттестации.
Применение увольнения является самой строгим видом наказания и осуществляется при грубых правонарушениях, либо тех, которые имеют регулярный характер, например, прогулы. Информация фиксируется в трудовой книжке, что может иметь негативные последствия при поиске новой работы.
В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?
Существует ряд проблем и неточностей, связанных с наказанием за проступок. Заключается одна из проблем в том, что происходит двойная ответственность – дисциплинарная и административная. Это может случиться, когда административное правонарушение было совершено на основе несоблюдения правил выполнения служебных обязанностей.
Еще одна проблема заключается в том, что законом не урегулировано четкое определение тяжести наказания. Каждый человек может по-разному относиться к одному и тому же проступку.
Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется ст. 58 Закона о госслужбе. Правовая основа этой статьи содержит следующий порядок:
- Фиксируется факт совершения проступка в виде акта, его должны подписать дополнительно минимум 2 свидетеля;
- Осуществляется запрос объяснительной записки. Это делается письменно и предоставляется лично или заказным письмом;
- Происходит получение объяснительного листа, либо оформляется акта об отказе в его предоставлении;
- Проводится служебной проверки. Она помогает определить причины и обстоятельства дела. После ее проведения выносится заключение;
- Оценивается тяжесть проступка;
- Выбирается мера наказания на основании норм закона;
- Применяется взыскание, в результате чего выносится приказ работодателем;
- Предоставляется приказ для подписи провинившемуся лицу.
Если же гражданский или государственный служащий не согласен с привлечением к данной ответственности, он вправе обжаловать ее в суде.
Статья 58
Сроки давности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности
Применение дисциплинарного взыскания гражданским и государственным служащим имеет определенные сроки давности. Привлечение имеет срок давности в течении месяца.
При этом в него не входят периоды больничных и отпусков, поэтому при их наличии срок давности может составлять максимум 6 месяцев.
Также бывают случаи, в которых обнаружение проступка вероятно выявить не сразу, например, в ходе аудиторской проверки. Тогда этот период может достигнуть двух лет.
Если брать во внимание срок действия применяемого наказания, то он равняется одному году.
Если за это время не было повторного привлечения к ответственности, то снимается наказание автоматически, без дополнительного оформления документов.
Однако муниципальные служащие могут сократить этот срок, если обратится с просьбой к работодателю. Также это возможно по инициативе самого руководителя, либо вышестоящего руководства.
Таким образом, понятие и признаки дисциплинарных взысканий гражданских служащих широко применяются в наше время, так как никто не застрахован он проступков. Из-за правового регулирования этих действий особенно важно знать порядок их применения и основания, при которых это можно сделать.
Источник: https://legionfg.ru/osobennosti-disciplinarnoj-otvetstvennosti-municipalnyx-i-gosudarstvennyx-sluzhashhix/
Дисциплинарная ответственность госслужащих
Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).
В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется.
Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
За что могут уволить государственного служащего
Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:
- неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
- прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
- появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
- совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
- принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
- однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.
Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.
При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст.
58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ.
Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.
- До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
- Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
- При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
- Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
- Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
- Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
- Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.
Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.
Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.
Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка.
Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года.
Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.
Служебная проверка
Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.
Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.
Во время проверки комиссия должна установить:
- действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
- содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
- какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
- характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
- обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.
На служебную проверку отводится месяц с момента вынесения решения о ее проведении. При этом закон позволяет отстранить лицо, в отношении которого идет проверка, от работы с сохранением денежного содержание. Решение о целесообразности такой меры принимает представитель нанимателя.
Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:
- давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
- обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
- по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.
По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.
Срок действия взыскания
Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.
Снять взыскание можно и раньше. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой к руководству государственного органа, где человек работает. Сделать это может он сам или его непосредственный руководитель. Также руководство вправе сделать это по собственной инициативе.
Источник: https://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/trudovye-otnosheniya/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Основания, дающие повод наложить дисциплинарное взыскание
Согласно нормам трудового законодательства:
- неисполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором;
- нарушение режима рабочего графика организации;
- совершение аморального поступка;
- опоздания, прогулы;
- нахождение на работе в состоянии алкогольного (наркотического, токсического опьянения);
- другие причины, позволяющие работодателю уволить работника, оговоренные в ст. 81 ТК РФ, могут быть основанием для дисциплинарного наказания в мягкой форме – в виде замечания, и считающимся более строгим видом дисциплинарного взыскания – объявлением выговора.
Обратившись к ст. 56 ФЗ № 79, дающей определение о служебной дисциплине лица, находящегося на гражданской службе, можно сделать вывод, что нарушение этих требований повлечет дисциплинарное взыскание.
Для лиц, являющихся государственными служащими обязательное требование – соблюдение распорядка государственного органа, в котором они служат.
По аналогии с работниками всех производственных сфер за нарушение служебного распорядка, регламентирующего время работы и отдыха, утвержденного представителем нанимателя с учетом выборного профсоюзного органа данной государственной организации, государственного служащего можно привлечь к дисциплинарному наказанию.
Статьей 57 ФЗ № 79 на законодательном уровне утверждены взыскания, какие наниматель имеет право применить к служащему в случае, когда тот уклоняется от исполнения, либо исполняет возложенные на него служебные обязанности недобросовестно.
Согласно части пятой ст. 57 ФЗ № 79, одной из мер дисциплинарного взыскания, применяемого к лицу, являющемуся государственным служащим может быть увольнение по основаниям:
- установления неоднократного уклонения от исполнения служебных обязанностей, без имеющихся уважительных причин и уже привлекавшегося ранее к дисциплинарным наказаниям;
- грубого нарушения дисциплины, выраженного отсутствием в организации, где он несет службу более четырех часов, приравнивающегося к прогулу или появление в государственном органе в состоянии опьянения (алкогольного, под воздействием наркотиков или токсических веществ);
- разглашение сведений, ставших ему известными по роду службы и представляющих государственную, охраняемую федеральным законом тайну, другую служебную информацию;
- хищение государственного или чужого имущества, аналогично в случае преднамеренного его уничтожения или порчи, на основание вступившего в законную силу приговора суда, после проведенных следственных мероприятий, установивших и доказавших вину конкретного лица или постановления органа, имеющего полномочия рассматривать административные правонарушения, после проведения соответствующего служебного расследования;
- нарушения требований охраны профессиональной деятельности, повлекшее неотвратимые последствия для организации (аварию, несчастный случай, катастрофу) и поставившее под угрозу жизнь и здоровье других людей;
- в случае принятие государственным служащим, занимающем руководящую должность решений, вследствие которых был нанесен имущественный вред государственному органу в целом, либо имущество было использовано не по назначению (в корыстных целях личной наживы);
- нарушение государственным служащим категории «руководитель» законодательства РФ или своих непосредственных обязанностей, в соответствии с занимаемой должностью, повлекшего причинение вреда государственному органу.
Как видим, основания, для наложения дисциплинарного наказания государственному служащему аналогичны тем, что приведены в Трудовом кодексе РФ.
В ФЗ № 79 они конкретизированы для лиц, несущих именно государственную службу.
В какие сроки, возможно, привлечь к дисциплинарному наказанию
В ст. 58 ФЗ № 79, с последними изменениями, вступившими в законную силу с «01» января 2017 года, приводится порядок действий, которому необходимо следовать при наложении и для снятия дисциплинарного взыскания.
Нужно отметить, что эти правила также мало чем отличаются от установленных норм в трудовом законодательстве.
1. Для возможности применить дисциплинарное взыскание должно быть затребовано письменное объяснение от государственного служащего о причинах, побудивших его нарушить служебную дисциплину, установленную в государственном органе, либо сложившейся ситуации, являющейся основанием для дисциплинарного наказания.
На предоставление оправдательных документов и написание пояснений дается два дня.
Отказ от дачи объяснения не является препятствием для того, чтобы наниматель мог наложить взыскание, однако должным образом в таком случае нужно составить акт за подписью нескольких человек (служащих в этом же государственном органе).
2. По факту дисциплинарного нарушения обязательно должна быть проведена служебная проверка, в результате которой необходимо:
- установить факт совершения дисциплинарного нарушения со стороны служащего;
- найти или опровергнуть доказательства вины конкретного человека;
- проанализировать причины, способствующие дисциплинарному правонарушению;
- сделать объективную оценку вреда, нанесенного организации, коллегам или другим людям в результате проступка государственного служащего;
- поскольку служебное расследование должно быть проведено по решению представительного органа нанимателя (в случае подозрения на нарушение служебной дисциплины или невыполнением обязанностей государственного служащего) или заявления письменного самого госслужащего, во втором случае важно проверить обстоятельства, послужившие причиной такого заявления.
Служебное расследование не может длиться бесконечно долго, поскольку на основание сделанных резолюций, с учетом тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, побудивших человека его совершить, степени вины, характеристики его прошлого опыта работы, взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после того, как стал известен факт нарушения.
3. Привлекают к дисциплинарной ответственности сразу после завершения служебного расследования дисциплинарного проступка, но, если человек находится в очередном ежегодном (по уходу за детьми и другом) отпуске, или на лечении, то есть по уважительным причинам отсутствует на службе, необходимо дождаться его выхода.
4. Должно быть учтено, что если с момента дисциплинарного нарушения прошло более полугода, нельзя привлечь к ответственности и возложить на государственного служащего дисциплинарное взыскание.
Исключения составляют лишь финансовые нарушения, выявленные в ходе проводимой проверки аудиторскими организациями или деятельности государственного органа в целом, дающие право привлечь к ответственности, если не прошло двух лет с момента нарушения.
В случаях возбуждения уголовных дел и проводимых расследований следственными органами, эти сроки не включаются в период времени, ограниченный для возможности наложить дисциплинарное наказание.
5. Применение дисциплинарного взыскания оформляется актом, копия которого должна быть выдана на руки заинтересованному лицу (в отношении кого наложено взыскание) не позже пяти дней со дня его составления.
6. В случае несогласия с мотивировкой привлечения к дисциплинарной ответственности или мерами, примененными к нему, государственный служащий имеет право обжаловать данное решение в комиссию, созданную в государственном органе для решения служебных споров или непосредственно в суд.
7. Срок действия взыскания согласно восьмой части ст. 57 ФЗ № 79 – один год со дня его применения.
В случае, когда нет новых нарушений за этот промежуток времени, считается, что дисциплинарных взысканий у служащего нет.
8. По своей инициативе, либо письменным ходатайствам непосредственного руководителя, профсоюзного органа, заявления самого государственного служащего, наниматель, учитывая дальнейшее после взыскания поведение и отношение к работе государственного служащего, может досрочно снять действующее взыскание, издав соответствующее распоряжение.
Виды дисциплинарных взысканий, применяемые к государственным служащим
Человека, находящегося на службе государства за дисциплинарные нарушения можно привлечь к ответственности и наложить дисциплинарные взыскания, так же как и простого работника:
- сделав замечание;
- объявив выговор;
- уволить с гражданской службы при неоднократных дисциплинарных нарушениях, или оговоренных основаниях в ст. 37 ФЗ № 79, дающих право нанимателю при однократном грубом нарушении служебных обязанностей или норм служебного поведения.
Кроме вышеуказанных видов, государственному служащему можно вынести предупреждение о неполном должностном соответствии, что чревато его продвижению по служебной лестнице.
Принцип применения мер дисциплинарного взыскания
В каждом конкретном случае, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, данных объяснений, последствий нарушений, допущенных государственным служащим, нанимателем принимается решение о применении от самой безобидной из мер дисциплинарного взыскания – замечания, до увольнения.
Понятно, что за опоздание на 10 – 15 минут один раз, человека не уволят, могут обойтись замечанием или объявить выговор.
В случае же появления в нетрезвом виде в государственном органе, служащего можно уволить и за однократный проступок.
Предупреждение о неполном должностном соответствии выносится обычно при нарушениях, связанных с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Источник: https://vse-o-trude.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix/