- Преступление и наказание какие улицы
- Пять адресов Достоевского в Петербурге
- Прогулки с Раскольниковым. Где искать Петербург Достоевского
- Главные улицы романа Преступление и наказание Работа Андрея Барыбина 11а. — презентация
- Убивать не обязательно: маршрут по следам «Преступления и наказания»
- Дом старухи-процентщицы
- Дом Родиона Раскольникова
- Трактир «Хрустальный дворец»
- Дом Сонечки Мармеладовой
- Вознесенский мост
- Здание полицейской части
- Юсуповский сад
- Дом Бакалеева
- Конный переулок — переулок Гривцова
- Сенная площадь
- : места романа «Преступление и наказание» в Спб
- Санкт-Петербург: Прогулка по местам романа «Преступление и наказание»
- Сенная площадь
- Дом Сонечки Мармеладовой
- Дом Раскольникова
- Дом старухи-ростовщицы
- Интересные факты
- Образ Петербурга в романе
- Игра контрастов
- На улицах города
- В домах героев
- Мир нищеты
- Другой образ Петербурга
- Город как олицетворение окружающей действительности
- В заключение
- Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
- Сенная площадь и дом Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
- Дом Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- Дом старухи-ростовщицы в романе «Преступление и наказание»
Преступление и наказание какие улицы
Большинство из нас знает парадный Петербург – его дворцы и просторные площади, нарядные соборы и музеи.
Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает совсем другой город — холодный и жестокий — это трущобы, нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники, это атмосфера тупика и безысходности.
Действие романа происходит на улицах, расположенных рядом с Сенной площадью и на самой площади.
На бульваре Раскольников встречает опозоренную девочку, перед каланчой застреливается Свидригайлов, на улице затоптан лошадьми Мармеладов и на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна. Сам писатель точно описал все места, где происходит драма. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост.
Сенная площадь – одно из главных мест, описанных в произведении Достоевского.
Раньше здесь находились торговые ряды и писатель так описывает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.
Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”.
Как стоял, так и упал он на землю…Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем…». Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием.
Пройдем от Сенной площади по Садовой улице до Кокушкина переулка и по нему выйдем на канал Грибоедова к Кокушкину мосту, откуда хорошо видна кривизна канала. Во времена Достоевского здесь протекала речка Глухая. При Екатерине II речку спрямили и канал стал называться Екатерининским, а в народе – Катькиной канавой.
Сонечка Мармеладова жила на Набережной канала Грибоедова в доме №73 на пересечении с Казначейской улицей, всего в одном квартале от Кокушкина моста, откуда виден край ее дома.
Направимся к Дому Раскольникова.
Перейдем через Кокушкин мост и пойдем по Столярному переулку до его пересечения с Гражданской улицей. По мнению большинства исследователей, главный герой жил в доме на пересечении Гражданской улицы — дом №19 со Столярным переулком — дом №5.
Достоевский пишет:
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»
.
Раньше дом был пятиэтажным, сейчас здесь четыре этажа, а проезд во двор закрыт.
Пять адресов Достоевского в Петербурге
5 июля 2013 текст: Накануне «Бумага» выбрала пять петербургских точек, связанных с именем писателя, и узнала, чем знамениты эти адреса.
Дома Раскольникова и старухи-процентщицы, квартира, где Достоевский написал «Игрока» и нашел прототипы для своих героев, литературные мистификации и писательские ошибки — в очередном выпуске «Точек». Дом старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»
Никита Гранько / «Бумага» Дом, где совершилось одно из самых знаменитых преступлений в мировой литературе, находится на углу канала Грибоедова, который сам Достоевский с любовью называл «канавой».
А вот где именно была квартира старухи, мнения расходятся до сих пор: кто-то считает, что в маленьком дворе, отгороженном решеткой, кто-то — что в противоположном конце дома. Не спешит помочь и сам автор, упоминая лишь то, что от ворот во двор нужно было повернуть направо.
Что же касается самого дома, то он немногим старше романа: построили его в 1800 году.
А в 1902 году дом подрос: именно тогда по проекту архитектора Николая Полешко со стороны набережной добавили два новых этажа.
Кроме упоминания в «Преступлении и наказании» здание не выделяется практически ничем — разве что в нем два года успел пожить Грибоедов. И почему Достоевский выбрал именно это здание, никто, похоже, даже не пытается гадать. Дом Родиона Раскольникова
Никита Гранько / «Бумага» Доходный дом построен в 1831 году архитектором Егором Цолликофером.
Именно в нем Достоевский поселил Раскольникова — где-то на чердаке, в небольшой каморке, которую писатель сравнивал с гробом или каютой. В память о знаменитом жильце на фасаде дома установлен горельеф, на котором изображен Родион — хотя на его месте могла висеть схема всех адресов романа.
Дом Сони Мармеладовой
Никита Гранько / «Бумага» Впервые на этот дом указал Николай Анциферов в своей книге «Петербург Достоевского» в 1923 году.
Ликвидировали учреждение с приходом советской власти — в 1918 году.
Несоответствие здания описанному у Достоевского спровоцировало появление других вариантов: благо, в романе написано лишь, что Соня проходила одну улицу от дома Раскольникова и поворачивала направо.
Прогулки с Раскольниковым.
Где искать Петербург Достоевского
22:03, 21 марта 2015 2015-03-21T22:03:25+03:00 Собеседник №10-2015 Корреспондент «Собеседника» заново открыла для себя гений места русского классика, пройдясь по местам из его романов.
[:rsame:] Петербург Достоевского можно увидеть, услышать, потрогать. И нужно для этого совсем немного: взять томик «Преступления и наказания», вооружиться картой города и пройти по описанным в романе адресам.Дом Сони Экскурсии по маршруту Раскольникова и адресам героев романа Достоевского существуют в Петербурге так давно, что никто уже не помнит, как все начиналось.
– Впервые на экскурсию по местам «Преступления и наказания» я попала в конце семидесятых годов, – вспоминает экскурсовод Ирина Никонова. – Наш класс вывела учительница литературы.
Адреса героев были известны, сложилась своя городская мифология.Достоевский невероятно точен: он приводит сокращенные названия улиц, переулков, мостов и площадей, а дома героев описывает во всех деталях.
Действие «Преступления и наказания» разворачивается в центре Петербурга, и точкой отсчета служит набережная Екатерининского канала, или «канавы», как его называли во времена писателя за мутную стоячую воду.
Сегодня канал носит имя Грибоедова, на набережной вместо булыжника – асфальт, но по обеим сторонам все так же возвышаются жилые дома. Писатель «поселил» Раскольникова на углу / Владимир Бертов До места можно добраться от станции метро «Невский проспект». По набережной канала Грибоедова, мимо зданий желтого, серого, зеленого цветов, с узкими окнами, лепниной нужно идти до дома №73.
В нем Достоевский поселил Сонечку Мармеладову.В романе дом – трехэтажный, больного зеленого цвета. Сейчас у него четыре этажа, свежевыкрашенные стены и решетки на окнах.
Несовпадения объяснимы: здания перестраивались – у одних этажи «наращивали», у других «срезали». Этот дом сохранил отличительную черту – безобразный тупой угол. Других «тупоугольных» в округе нет.
В нем жил сам Достоевский, когда писал «Преступление и наказание».
Это был обычный доходный дом, в котором сдавались все помещения и который был населен самой разношерстной публикой. Сейчас его легко опознать по мемориальной табличке.Если повернуть налево и пройти дальше по Столярному переулку до его пересечения с Гражданской улицей, можно увидеть дом Раскольникова. Это типичный питерский дом-колодец – четыре его стены образуют замкнутое пространство.
В XIX веке земля в этой части города уже была дорогой, дома строили по принципу экономии. Тот самый чердак. / Владимир Бертов Путь во двор один – через железные ворота.
Сейчас они заперты на кодовый замок.
Можно дождаться жильцов, но не факт, что пустят даже во двор – от назойливых посетителей «соседи убийцы» устали.
Дом в романе был пятиэтажным, но в 70-е годы полуподвал уничтожили, и сейчас в нем четыре этажа.
Главные улицы романа Преступление и наказание Работа Андрея Барыбина 11а. — презентация
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация.
Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. сети. Кнопочки находятся чуть ниже.
Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Главные улицы романа Преступление и наказание Работа Андрея Барыбина 11а Важность Петербурга в романе Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова.
В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице.
В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире Сенной звучит исповедь Мармеладова.
В трактире Сенной раскрывает душу Свидригайлов.
На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На Большой Садовой улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На Большой Садовой улице затоптан лошадьми Мармеладов.
На Сенной площади всенародно кается Раскольников.
Именно такое представление двух частей города было в романеПреступление и наказание Слева беднейшие кварталы, справа наоборот – господствующие… Покидая шумные, нелепые улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Мы входим в грязные и вонючие дворы, поднимаемся по темным, облитыми помоями лестницам, заглядываем в крошечные убогие «квартиры».
Жутко становится оттого, что герои живут то в гробу, как Раскольников, то в уродливом сарае, как Соня, то в прохладном углу, где обитает Мармеладов. Схема маршрута Раскольникова Ссылки: Еще похожие презентации в нашем архиве: Подбираем похожую презентацию.
© 2020 MyShared Inc. All rights reserved. Искать
Убивать не обязательно: маршрут по следам «Преступления и наказания»
18:40, 16.07.2018 Посетите знаковые точки романа.
Поиск теней романа «Преступление и наказание» в реальных домах Петербурга может показаться странным занятием.
Однако трудно удержаться и не пройти маршрутами Родиона Раскольникова, когда автор так точно описывает существующие постройки, хоть и сокращает топонимы. К тому же и сам Раскольников как бы приглашает проследить его путь, отсчитывая на страницах количество шагов между пунктами назначения.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»
.
Главный герой романа, Родион Романович Раскольников, живет на чердаке в квартире, похожей на шкаф, в пятиэтажном доме. По версии исследователей, прообраз его дома стоит на Гражданской улице, 19 («Дом И. Иохима»). На угловом фасаде здания установлена мемориальная доска с портретом писателя и надписью: «Дом Раскольникова.
Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». На портале Citywalls.ru несколько лет назад развернулась бурная дискуссия: действительно ли в этот дом Достоевский «поселил» Раскольникова.
Источник: https://arbitradv.ru/prestuplenie-i-nakazanie-kakie-ulicy-85876/
Преступление и наказание – роман Ф.М. Достоевского, впервые его читают в школе, но затем в более сознательном возрасте многие люди все чаще и чаще к нему возвращаются. Впервые роман был опубликован в 1866 году, с тех пор прошло много лет.
«Преступление и наказание» завоевало славу, по нему снимают кино и ставят спектакли. С каждым годом, все больше поклонником творчества автора едут в Петербург, где долго время жил и создавал шедевры Федор Михайлович Достоевский.
https://www.youtube.com/watch?v=RXwXF68TRZM
Так давайте окунемся в мир романа, почувствуйте себя главными героями и посетите маршрут «Преступления и наказания». Побывайте в местах, по которым ходили персонажи романа
Дом старухи-процентщицы
Именно ее убивает главный герой, квартира располагалась на 2-ом этаже. По подсчетам Раскольникова от его места обитания, до дома всего 730 шагов. Около дома находился узкий двор. Кстати, некоторое время здесь проживал Грибоедов и в этом доме начал писать «Горе от ума». Дом старухи-процентщицы располагается по адресу: ул. Средняя Подьяческая, 15а.
Найти экскурсии в Петербурге >>
Дом Родиона Раскольникова
Главный герой рома проживает в четырехэтажном доме. Квартиру снимал на последнем этаже. Примечательно, что в этом доме Достоевский и сам когда-то снимал жилье. Как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. Сейчас на стене установлен горельеф «Дом Раскольникова». Однако для свободного помещения закрыт. Является жилым и на дверях установлен домофон.
Адрес: ул. Гражданская, 19
Трактир «Хрустальный дворец»
На сегодняшний день трактир канул в небытие. Если сопоставить факты, то получается, что то что было трактиром в романе, ныне — “Дом со шпилем». Питейное заведение Достоевский помещает в угловой дом Вонлярской, выходивший на Большую Садовую улицу и Вознесенский проспект. Здесь главный герой выслушал исповедь Свидригайлова.
Адрес: ул. Садовая, 44
Дом Сонечки Мармеладовой
В романе он 3-х этажный, но в советские годы был пристроен еще один этаж и изменился фасад здания. Сонна жила на 3-ем этаже по соседству с Свидригайловым.
Из романа: «Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.»
Адрес: наб. канала Грибоедова, 73
Вознесенский мост
Проходясь по местам «Преступления и наказания», обязательно стоит зайти на этот мост.
В романе на глазах у Раскольникова именно с этого моста сбросилась девушка-самоубийца. Так же на нем главный герой предается размышлениям.
У Вознесенского моста в романе описывается сцена, когда Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради подаяния.
«Канава», как называет Достоевский Екатерининский канал, наряду с переулками, улицами и площадями, является одним из главных мест действия романа. Ее видно и из дома Сони.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook, где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
Здание полицейской части
После убийства Раскольникова вызывают в полицейскую контору, по поводу задолженности за квартиру. Из-за переживаний у него начинается 4-х дневний жар и бред. И именно сюда, 20 июля с повинной явился Родион.
За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. До революции здесь размещался 3-й полицейский участок Казанской части.
Адрес: ул. Садовая, 28
Юсуповский сад
Направляясь к дому старухи-процентщицы, Раскольников проходит мимо Юсупова сада. Мысли его были заняты устройством фонтанов и мечтами о том, как бы они хорошо освежали воздух на площадях города.
В 1863 г сад был открыт для публичных посещений и в каждой его части установили по фонтану.
Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales, а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.
Дом Бакалеева
Бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Родиона Романовича. Сюда он приходит прощаться с родственниками в день сознания в убийстве.
Адрес: Вознесенскй пр., 22.
Конный переулок — переулок Гривцова
Переулок Гривцова во времена Достоевского называли «Конным». Именно здесь Раскольников узнает, когда будет дома одна старуха-процентщица. Проходит он от р. Мойки до Сенной площади.
Сенная площадь
Место, которое очень хорошо знал автор и поэтому поместил туда своего героя. Маршрут был описан очень точно. Здесь Раскольников и замышляет убийство, а затем возвращается через несколько дней после совершения сего действия.
На Сенной площади в то время находилась церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, или как храм в народе называли Спас-на-Сенной. В 1961 году в разгар он был взорван вместе с соседним доходным домом и навсегда утерян. Именно возле храма Родиона и постиг весь ужаса своего преступления.
: места романа «Преступление и наказание» в Спб
Небольшой видеоролик по местам романа «Преступление и наказание». Посмотрите на дома и мосты и дворы своими глазами.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Источник: https://spbinteres.ru/prestuplenie-i-nakazanie-mesta-v-spb.html
Санкт-Петербург: Прогулка по местам романа «Преступление и наказание»
Достоевский показал особенную атмосферу Петербурга. Поэтому неудивительно, что многие поклонники его творчества хотят совершить прогулку по местам, которые описаны в «Преступлении и наказании». Из данной статьи вы узнаете историю ключевых мест, а также их реальный адрес.
Сенная площадь
Сенная площадь находится на пересечении Садовой улицы и Московского проспекта. Свое название эта площадь получила из-за того, что несколько столетий назад на ней торговали сеном.
Однако известна она не только, благодаря крупным торговым сделкам.
Сенная площадь – одно из ключевых мест, где разворачиваются события романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
В середине восемнадцатого века пожары в Морской Слободе уничтожили практически все постройки в том районе. Больше всего пострадал Морской рынок, который власти решили перенести за пределы центра. Рынок был построен на окраине города. Оборудованная площадь для торговли сначала была названа Большой, затем Конной, а с конца восемнадцатого века получила привычное нам название – Сенная.
Этот рынок был дешевым, а поэтому и многолюдным. Покупки осуществлялись с развалом, которые устраивали купцы, ехавшие в Санкт-Петербург. К тому же, здесь реализовывали свои припасы и крестьяне, которых не заставляли покупать право на торговлю.
Вскоре около рынка была построена деревянная церковь и появились первые дома.
Сенная площадь стала одним и ключевых мест в романе. Сам писатель дает этому месту следующее описание:
«Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя».
Раскольников являлся непосредственным участником этой толпы. Сенная площадь магическим образом звала его к себе, и Родион возвращался на это место снова и снова. Именно здесь к нему пришла мысль о преступлении, которое полностью перевернуло его жизнь. И на этой же площади он принародно каялся, поливая ее землю своими слезами. Здесь же он принял и смирился с наказанием.
Дом Сонечки Мармеладовой
Следующим пунктом назначения в экскурсии по значимым местам романа «Преступление и наказание» будет дом Сони Мармеладовой. Находится он по адресу набережная канала Грибоедова, дом 73 (13 по Казначейской улице, ранее – Малая Мещанская).
Достоевский с трепетом относился не только к деталям, описанным в романе, но и к картографии. Поэтому исследовали без труда опознали дом Мармеладовых в здании бывшей Казенной палаты. Достоевский описывает его так:
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
Именно здесь, в комнате Сонечки, происходит первая личная встреча Раскольникова и Мармеладовой. Во время нее, после чтения отрывка из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря, Родион признает в девушке родственную душу.
Кстати, интересным фактом является то, что сам писатель во время работы над книгой жил на Малой Мещанской улицы, в конце которой и располагался этот дом с «безобразным» углом, который и стал его характерной чертой.
Дом Раскольникова
Дом Раскольникова находится по адресу Гражданская улица, дом 19 (Столярный переулок, дом 5). На протяжении всего романа Родион покидает его одиннадцать раз, а возвращаться десять, в последний раз прощаясь с местом, которое стало поворотным в его судьбе.
Впрочем, памятным оно является и для самого Достоевского. Именно здесь он познакомился со своей женой и верной подругой стенографисткой Сниткиной Анной Григорьевной, здесь же работал и над «Игроком».
Где же находится пятый этаж, на котором проживал Раскольников? Разгадку стоит искать в реновации, проводившейся в Санкт-Петербурге в семидесятых годах прошлого столетия. В то время был разрушен полуподвал, из-за чего дом потерял свой самый знаменитый этаж. Однако «комнатка Родиона» уцелела. Федор Михайлович описывал ее следующим образом:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
В 1999 году на доме была установлена памятная табличка, содержание которой гласит: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Какие же важные для романа события произошли в доме Раскольникова?
Именно здесь он обдумывает все детали будущего преступления. Здесь же он получает обвинение от Порфирия Петровича. Интересна и сцена душевных метаний главного героя, когда он разрывался между тем, что бы рассказать о совершенном им убийстве или скрыть его. Таким образом, эта маленькая комнатка на мансарде стала одним из главных мест в романе, определяя ход его ключевых событий.
Дом старухи-ростовщицы
Другое название этого строения – дом Ивана Вальха. Находится оно по адресу: набережная канала Грибоедова 104/25. Кстати, связанно это место с еще одним литературным произведением. По мнению некоторых историков, именно здесь были написаны начальные сцены грибоедовской комедии “Горе от ума”.
Достоевский описывает это здание следующим образом:
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была тёмная и узкая… «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..» — подумал он невольно, проходя в четвёртый этаж».
Построен данный дом был в 1800 году, затем он перешел во владение губернского секретаря Эрнса. По его приказу архитектор А. И. Лидерица осуществил надстройку внешних корпусов до четырёх этажей и сменил двухэтажные флигели во дворах трёхэтажными.
В этом здании произошло событие, определившее все развитие романа: Родион Раскольников зарубил топором Алену Ивановну – старуху-процентщицу. Побывал молодой человек здесь трижды. Впервые, когда ходил «делать пробу». Затем, совершая само убийство. И, наконец, в последний раз после убийства, увлекаемый неведомой силой, которая вела его на место преступления.
Интересные факты
Прогулка по местам романа «Преступление и наказание» связана с рядом весьма интересных фактов.
- Сам Достоевский не раз ходил по всем местам, которые описаны в романе. Связано это с тем, что сам в то время он жил неподалеку.
- О том, где находится дом Алены Ивановны, существуют три версии. Первая: старуха жила в доме на левом углу Садовой и Никольского рынка. Вторая: жилище процентщицы располагалось недалеко от Гороховой улицы. И, наконец, третья, получившая наибольшее распространение: адрес дома, в котором совершилось преступление – набережная канала Грибоедова, 104/25.
- Изначально Достоевский не указывал названия улиц, на которых разворачивалось действие романа. Тайну частично раскрыла его жена через сорок лет после выхода книги.
«Преступление и наказание» – одна из визитных карточек Северной столицы. Если этот роман можно отнести к числу ваших произведений, то прогулка по ключевым местам книги должна стать для вас прекрасным времяпрепровождением.
Источник: http://opeterburge.ru/interesnye-mesta/sankt-peterburg-progulka-po-mestam-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html
Образ Петербурга в романе
Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и дворцовых переворотов, поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург.
Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.
Игра контрастов
Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга.
Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.
Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.
Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным.
На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Сенная площадь.
Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.
На улицах города
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова.
Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами.
Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.
В домах героев
С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым огарком свечи или косыми лучами заходящего летнего солнца.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события – убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли – похожи на кошмарные видения безумного.
В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность…
Мир нищеты
Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу… на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским.
Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети.
Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.
Другой образ Петербурга
В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами.
Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый – негодяй, способный на любые злодеяния, второй – посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга.
Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.
Город как олицетворение окружающей действительности
Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет.
Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви.
Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург – это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру.
Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.
В заключение
Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа.
Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности.
Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения.
Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная теория Раскольникова.
Источник: https://FB.ru/article/138180/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo
Экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
Фотографии мест из романа «Преступление и наказание»
Большинство из нас знает парадный Петербург — его дворцы и просторные площади, нарядные соборы и музеи. Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает совсем другой город — холодный и жестокий — это трущобы, нищие ремесленники и голодные студенты-лохмотники, это атмосфера тупика и безысходности.
Действие романа происходит на улицах, расположенных рядом с Сенной площадью и на самой площади.
На бульваре Раскольников встречает опозоренную девочку, перед каланчой застреливается Свидригайлов, на улице затоптан лошадьми Мармеладов и на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна.
Сам писатель точно описал все места, где происходит драма. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост.
Сенная площадь и дом Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Сенная площадь — одно из главных мест, описанных в произведении Достоевского. Раньше здесь находились торговые ряды и писатель так описывает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.
Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”.
Герой Достоевского Раскольников — один из этой толпы и на протяжении всего романа Сенная площадь манит его. Здесь он услышал, что “завтра, ровно в семь вечера”, старуха-ростовщица “останется дома одна” и здесь возникла мысль о преступлении. На Сенной площади он всенародно кается: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.
Как стоял, так и упал он на землю…Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем…». Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием.
Пройдем от Сенной площади по Садовой улице до Кокушкина переулка и по нему выйдем на канал Грибоедова к Кокушкину мосту, откуда хорошо видна кривизна канала. Во времена Достоевского здесь протекала речка Глухая. При Екатерине II речку спрямили и канал стал называться Екатерининским, а в народе — Катькиной канавой.
Сонечка Мармеладова жила на Набережной канала Грибоедова в доме №73 на пересечении с Казначейской улицей, всего в одном квартале от Кокушкина моста, откуда виден край ее дома.
Дом Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Направимся к Дому Раскольникова. Перейдем через Кокушкин мост и пойдем по Столярному переулку до его пересечения с Гражданской улицей.
https://www.youtube.com/watch?v=KSNJ6z7azS4
По мнению большинства исследователей, главный герой жил в доме на пересечении Гражданской улицы — дом №19 со Столярным переулком — дом №5. Достоевский пишет: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».
Раньше дом был пятиэтажным, сейчас здесь четыре этажа, а проезд во двор закрыт. Как и в романе «Преступление и наказание» на чердак ведут 13 ступенек.
Комнату на четвертом этаже снимал Родион Раскольников.
На дом Раскольникова может претендовать также дом №9 по Столярному переулку, где есть Дворницкая, очень похожая по описанию в романе «Преступление и наказание» и в которой главный герой взял топор.
В угловой части дома находится горельеф, выполненный из гранита и бронзы высотой 165 см, на гранитной доске которого выбиты слова «Дом Раскольникова». Здесь же увидим две мраморные доски с отметкой о наводнении 1824 года.
Как же развертывались события в роковой день убийства старухи-процентщицы?
Дом старухи-ростовщицы в романе «Преступление и наказание»
Пройдем от дома Раскольникова к дому старухи тем же путем, как шел в тот день Раскольников. Юноша вышел из дома и по Столярному переулку дошел до Кокушкина моста, пересек канал и вышел на Садовую улицу. Затем он пошел по Садовой до проспекта Римского-Корсакова.
По левую сторону Вы увидите Юсуповский сад, который также часто упоминается в произведении Достоевского. Здесь часто прогуливался друг Раскольникова Разумихин, упоминается сад и в разговоре со Свидригайловым. Сам писатель любил это место и о его переустройстве мечтает его герой.
Проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.
Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».
Фасады домов на проспекте Римского-Корсакова выглядели мрачными, а внутри них — сырые дворы и грязные парадные. Это настроение неустроенности и безысходности отразил Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание», где угрюмый облик Петербурга сливается со злыми мыслями Раскольникова.
Идем по правой стороне проспекта Римского Корсакова до его конца, всего пройдем 3 квартала и снова выйдем на набережную канала Грибоедова около Харламова моста. В доме №104 во втором подъезде в квартире №74жила старуха-процентщица.
После убийства Раскольников вышел через арку в сырой темный двор, окна квартир в котором смотрят друг на друга и затем юноша последовал на Среднюю Подьяческую улицу.
Так писатель создал образ Петербурга — города участника драмы Раскольникова, где трагедии ежедневно происходили на улицах, а великолепие дворцов не могло заслонить убогость домов, улиц и судьбы простых людей.
Совершая экскурсию по местам романа «Преступление и наказание», мы лучше узнаем историю России, переживавшую переходную эпоху и время реформ, а также сможем понять тот далекий и незнакомый нам город — Петербург Достоевского.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_13344.htm